Как прокачать сцепление: когда это необходимо и что нужно делать
Когда требуется прокачка сцепления: признаки завоздушивания системы
Обычно все дело в воздушных пробках, которые появились в гидравлической системе и не дают ей нормально работать. О проблеме со сцеплением говорят такие признаки:
- педаль нажимается чересчур мягко, но передача не включается;
- ход педали нормальный, но включение сопровождается вибрацией или задержкой;
- педаль сцепления проваливается ближе к полу и медленно возвращается обратно;
- новую жидкость не наливали, но ее уровень стал выше.
В каких случаях нужно прокачать гидропривод сцепления
Разберем самые распространенные ситуации, когда появляется необходимость прокачать сцепление.
В системе залита старая рабочая жидкость
Со временем первоначальные свойства жидкости меняются и она не может выполнять свои функции, это естественный процесс. Рекомендованный срок использования рабочей жидкости в гидравлике не более двух лет, а потом ее желательно поменять. Все показатели обычно указаны на емкости, не стоит игнорировать рекомендации.
Система сцепления или тормоза ремонтируется
Когда по какой-то причине менялись сальники, уплотнители или устранялась течь, система разгерметизировалась. В результате в нее попал воздух, от которого нужно обязательно избавиться.
Элементы систем сцепления или торможения изношены
Если детали гидравлической системы нуждаются в замене, сначала нужно провести необходимый ремонт и поменять узлы на новые. Только затем заливают рабочую жидкость и прокачивают систему. Иначе от причины завоздушивания не избавиться, и пробки будут появляться снова и снова.
Что требуется для прокачки сцепления
Чтобы грамотно произвести прокачку гидравлической системы, нужно подготовить:
- тару для слива старой жидкости;
- свежую жидкость, полностью соответствующая требованиям завода-изготовителя;
- стандартный набор инструментов;
- подходящий резиновый шланг нужного диаметра для подключения к спускному клапану;
- помощника или приспособления для удержания педали тормоза (распорка);
- средства защиты: перчатки, нарукавники, очки.
Технические жидкости химически агрессивны и могут навредить при попадании на кожу.
Как подготовиться к прокачке сцепления
- Долить жидкость почти до максимума.
- Очистить клапанный колпачок на цилиндре от грязи и пыли.
- Снять колпачок с рабочего цилиндра и присоединить сливной шланг.
- Конец шланга поместить в емкость со свежей рабочей жидкостью и погрузить его на 5—10 см.
- Не доставать трубку из жидкости до конца процедуры.
Как правильно прокачать цилиндр сцепления
Подготовили пошаговую инструкцию, которая поможет восстановить работоспособность системы.
- На первом этапе нужно повысить давление. Для этого выжимают педаль сцепления до упора несколько раз и фиксируют в нижнем положении. Вот тут понадобиться напарник, либо педаль нужно зафиксировать распоркой.
- После накачки, пока педаль нажата, нужно отвернуть штуцер цилиндра. Рабочая жидкость пойдет в емкость, а вместе с ней из системы начнет выдавливаться воздух. О его количестве можно судить по пузырькам, появляющимся на поверхности.
- Когда педаль проваливается, штуцер закрывают. Отпускать педаль нельзя, иначе воздух снова окажется в цилиндре.
- Повторить процедуру несколько раз, пока воздух полностью не уйдет из системы.
- Закрутить штуцер, убедиться в его герметичности и снять шланг.
Для проверки работоспособности системы педаль выжимают до упора и замеряют ход толкателя поршня. В норме это обычно 2,7—2,8 мм, но лучше изучить руководство по эксплуатации авто.
Нарушение правил при выполнении прокачки может обернуться серьезными последствиями: от потери хода педали до полной блокировки привода. Основной риск заключается в завоздушивании системы. Если при открытом штуцере уровень жидкости в бачке резко упадет ниже критической отметки, воздух проникнет в главный цилиндр, и стандартная процедура уже не поможет. В этом случае потребуется полная продувка и замена всей тормозной жидкости.
Другая проблема в том, что в некоторых конструкциях штуцеры прокачки спрятаны в труднодоступных местах, и подобраться к ним можно только на подъемнике. Особенно это актуально для автомобилей с поперечным расположением силового агрегата, где рабочий цилиндр установлен в верхней части коробки передач.
В случае если водитель сталкивается с проблемой “проваленной” педали, залипанием сцепления после длительного простоя или нестабильной работы гидропривода, не стоит пытаться устранить это самостоятельно. Такие симптомы могут говорить не только о наличии воздуха, но и о скрытых утечках, разрушении уплотнительных манжет или начале выхода из строя главного цилиндра. Обращение в дилерский центр в таких случаях — решение рациональное. Здесь проведут комплексную проверку герметичности системы, выявят малейшие утечки, заменят изношенные детали и проведут прокачку с использованием специализированного оборудования, исключающего вероятность повторного завоздушивания.
Главное о том, как прокачать сцепление
Напомним основные моменты, которые нужно запомнить о процессе прокачки сцепления:
- иногда в гидравлическую систему попадает воздух и от него нужно срочно избавиться, тогда и нужно прокачать сцепление;
- о проблеме предупредят определенные признаки, которые сложно не заметить;
- обычно процедуру проводят после ремонта системы, замены важных узлов или из-за старой тормозной жидкости;
- прокачивать сцепление следует осторожно и по определенному алгоритму. Иначе в систему может снова попасть воздух;
- прокачать сцепление можно и своими силами, но для этого необходимы определенные навыки и понимание устройства автомобиля;
- если уверенности у водителя нет, то лучше доверить это профессионалам.